суббота, 17 февраля 2018 г.

Проекты опережающие время

Будущее, какое оно? А кто создаёт наше будущее? Как будет жить человечество спустя 10, 50, 100 лет?

Наверное, нет на свете человека, который бы не хотел заглянуть в будущее.

Сегодня у нас с вами есть такая возможность!

Предлагаю вашему вниманию интервью куратора проекта TED Криса Андерсона с предпринимателем Элоном Маска.

Элон Маска  основатель таких компаний, как PayPal, Tesla Motors и SpaceX и у него много дерзких,  далеко идущих планов. 

В своём интервью он рассказывает о своих опережающих время проектах: о доступном электромобиле, о компании, предоставляющей солнечные панели в аренду, и о ракете, предназначенной для многократного использования.

Смотрите. Слушайте. Удивляйтесь. Фантазируйте.

Кто знает, возможно, следующая гениальная мысль родится именно в твоей любознательной голове, дорогой читатель! 




Для тех, кто  больше любит читать, чем смотреть и слушать,  представляю текст интервью:

Крис Андерсон (КА): Элон, какая дерзкая мечта побудила тебя бросить вызов автомобильной промышленности и создать полноценный электромобиль?
Элон Маск (ЭМ): Всё началось, когда я ещё учился в университете. Я размышлял над тем, какие проблемы придётся решать миру и человечеству в будущем. Мне кажется, экологически устойчивые транспортная и энергетическая системы – это очень важно. Проблема устойчивой энергетической системы – самая значительная из тех, которые нам предстоит решать в этом веке, независимо от экологического аспекта. Даже если бы выбросы углекислого газа благоприятно сказывались на окружающей среде, то с учётом того, что мы скоро исчерпаем углеводородные месторождения, нужно искать надёжную альтернативу.
КА: Большая часть электричества в США производится путём сжигания ископаемого топлива как электромобиль, питающийся от такого источника, сможет исправить ситуацию?
ЭМ: Да, действительно. У этой проблемы два аспекта. С одной стороны, если взять ископаемое топливо, произвести из него энергию на электростанции и использовать её для заряда электромобилей, это уже полдела. К примеру, если взять природный газ – самое распространённое углеводородное топливо – и сжечь его в современной газовой турбине General Elektric, то мы получим КПД около 60%. Если такое же количество газа поместить в двигатель внутреннего сгорания автомобиля, то КПД упадёт до 20%. Дело в том, что на электростанции можно разместить громоздкое оборудование, а избыток тепла направить на паровой двигатель, как на второстепенный источник питания. То есть, даже если учитывать потери фактической мощности при передаче энергии, использовать этот вид топлива для зарядки электромобиля в два раза эффективнее, чем жечь его на электростанции.
КА: Масштаб обеспечивает такую эффективность.
ЭМ: Да, обеспечивает. К тому же перед нами стоит проблема поиска экологически устойчивых способов получения электроэнергии. В таком свете переход на электромобили, как на основной вид транспорта, представляется разумным.
КА: У нас есть сюжет о сборке модели Tesla. Давайте посмотрим. Итак, в чем же новаторство этого процесса?
ЭМ: Чтобы ускорить переход на электротранспорт… Замечу, что, по моему мнению, все виды транспорта перейдут на электропитание, за исключением – как ни парадоксально - ракет. Тут третий закон Ньютона не обойти. Вопрос в том, как же ускорить переход на электротранспорт? В случае с автотранспортом нужна модель по-настоящему энергоэффективного автомобиля, то есть невероятного лёгкого. Tesla – единственный автомобиль в Северной Америке с полностью алюминиевым корпусом и шасси. Чтобы сделать эту модель как можно легче, несмотря на массивный аккумулятор, мы применили методы, используемые в ракетостроении. Ещё Tesla обладает самым низким коэффициентом лобового сопротивления среди автомобилей данного размера. В результате получилась модель, которая потребляет мало энергии, оснащена самым современным аккумулятором и благодаря этим факторам обладает конкурентной дистанцией пробега – может проехать около 400 км.
КА: Как я понимаю, аккумуляторы очень тяжёлые. Но благодаря небольшой массе кузова, даже при тяжёлом аккумуляторе, можно получить высокий КПД.
ЭМ: Именно так. Чтобы уравновесить массу аккумулятора, остальные части автомобиля должны быть лёгкими. А чтобы обеспечить максимальную дистанцию пробега, нужен низкий коэффициент лобового сопротивления. Владельцы модели S состязаются между собой в том, кто проедет дальше. По-моему, кому-то даже удалось проехать 675 км на одном заряде.
КА: Это удалось Бруно Баудену. Он здесь сегодня. Побил мировой рекорд.
ЭМ: Мои поздравления.
КА: Это хорошая новость. Плохая новость – Для этого ему пришлось ехать со скоростью 28 км/ч, за что его остановила патрульная служба.
ЭМ: На самом деле, даже если ехать со скоростью 100 км/ч. То 400 км – это довольно приличная дистанция.
КА: Давайте посмотрим второй сюжет про модель S на льду. Это, кстати, ни в коем случае камень в сторону New York Times. Что самое необычное в управлении электромобилем?
ЭМ: Дело в том, что электромобиль обладает невероятной чувствительностью, откликом. Мы хотели, чтобы люди ощутили, будто они стали единым целым с автомобилем, почувствовали автомобиль продолжением себя. Чтобы при прохождении поворотами на высокой скорости, ощущалось, будто у машины есть система динамической стабилизации. Это возможно при управлении электромобилем благодаря его чувствительности, и невозможно для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Мне кажется, в этом заключается довольно весомое отличие двух типов машин. И осознать это можно, только сев за руль электромобиля.
КА: Да, автомобиль элегантный, но дорогой. Есть ли план, как сделать его доступным для более широкого круга потребителей?
ЭМ: да. В стратегии Tesla три этапа. Сначала мы запускаем первую модель – дорогой автомобиль, малая партия. Затем модель в средней ценовой категории – среднюю партию. И, наконец, третью модель – автомобиль по доступной цене, крупная партия. Сейчас мы на втором этапе. Мы начали со спортивного автомобиля за 100000 долларов. Это был Roadster. Затем мы перешли к модели S, которая стоит около 50000 долларов. Модель третьего поколения, которую мы надеемся выпустить через три-четыре года, будет стоить около 30000 долларов. При внедрении новых технологий обычно требуется три поколения продукта для разработки привлекательного товара массового потребления. Мы успешно работаем в этом направлении. Я уверен, что мы достигнем нашей цели.
КА: На данном этапе, если ехать недалеко, можно доехать до места назначения, вернуться и зарядить автомобиль дома. Пока ведь не существует разветвлённой сети быстрых зарядных станций. По твоему мнению, такая сеть появится? Или станции будут только вдоль основных автобанов?
ЭМ: На самом деле, уже есть гораздо больше станций, чем многие предполагают. Наша компания также разработала технологию Суперзарядки. Если вы купите Model S, то получите бесплатный доступ к этой сети пожизненно. Наверное многие ещё не в курсе, но у нас есть станции повсюду в калифорнии и Неваде, а также между Бостоном и Вашингтоном на восточном побережье. К концу этого года станет возможным доехать от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, пользуясь только сетью Суперзарядки, благодаря которой можно зарядить аккумуляторы в пять раз быстрее, чем любым другим способом. Главное, чтобы соотношение времени езды ко времени стоянки составляло 1 к 6 или 7. То есть, после трёх часов езды лучше остановится на 20-30 минут. Обычно люди так и делают. Скажем, если вы выехали в 9 утра, то к полудню захотите остановиться перекусить, освежиться, выпить кофе и продолжить путь.
КА: То есть, для полного заряда нужно будет остановиться на час. Не ожидайте, что стоянка займёт всего 10 минут. Подождите часок, но зато вы внесёте свой вклад в спасение планеты, а зарядка бесплатная. Ничего платить не нужно.
ЭМ: На самом деле мы предполагаем, что водители будут останавливаться на 20-30 минут - не на час. Лучше проехать 250-270 км, остановиться на полчаса и продолжить путь. Это естественный темп длительной поездки.
КА: Электромобиль Tesla – лишь одно из твоих начинаний в области энергетики. У вас есть ещё компания SolarCity, занимающаяся солнечной энергией. Чем она отличается от других?
ЭМ: Как я уже говорил ранее, нам нужны экологически устойчивые способы производства и потребления электроэнергии, и я уверен, что основным методом генерации электричества станет солнечная энергия. По сути, это не прямой синтез. У нас уже есть гигантский реактор в небе – Солнце. Осталось только направить часть солнечной энергии на нужды человечества. Большинство из нас до конца не осознаёт, что почти весь мир и так питается солнечной энергией. Не будь Солнца, наша планета так и осталась бы ледяным шаром с температурой 3 К. Солнце питает круговорот воды в природе. Вся экосистема «работает» на солнечной энергии.
КА: Однако в литре бензина сосредоточены тысячи лет солнечной энергии. В экономическом смысле сложно сопоставить солнечную энергию с бензином или даже отдалённо сравнить с эффективностью природного газа, особенно добытого методом разрыва пласта. Какой у вас бизнес-план на этот счёт?
ЭМ: Честно говоря, я уверен, что солнечная энергия одержит безоговорочную победу над другими источниками, в том числе, природным газом.
КА: Но как?
ЭМ: Это должно случиться. Иначе мы обречены.
КА: Но компания SolarCity не продаёт солнечные панели на рынке. Чем же она занимается?
ЭМ: Продаёт. Наше оборудование можно купить, а можно взять в аренду. Большинство клиентов предпочитает брать в аренду. Прелесть солнечной энергии в том, что для её получения не требуется никакого исходного сырья или производственных издержек. Достаточно установить солнечные панели – и всё. Оборудование будет работать десятилетиями. Может быть, и все сто лет. Таким образом, главное – снизить стоимость первоначальной установки, затем снизить стоимость финансирования. Потому что именно из этих двух слагаемых складывается стоимость солнечной энергии. Мы значительно продвинулись в достижении этой цели. По этой причине я уверен, что нам удастся превзойти эффективность природного газа.
КА: То есть вы предлагаете клиентам внести небольшую предоплату?
ЭМ: Без предоплаты.
КА:  Без предоплаты. Компания установит панели на крышу. А затем нужно платить. Как долго длится срок аренды?
ЭМ: Стандартный срок – 20 лет. Однако предложенное преимущество довольно простое. Вы не вкладываете деньги, и ваш счёт за электричество значительно уменьшается. Весьма выгодная сделка.
КА: Это выгодно для клиента. Никаких рисков. Вы будете платить меньше, чем сейчас. А в чем выгода для вас…То есть, кто владеет электричеством, вырабатываемым панелями, в итоге? В чём выгода компании?
ЭМ: Компания SolarCity занимает капитал у другой компании или банка. Один из наших основных партнёров компания Google. Инвесторы ожидают получить определённый доход со своих вложений. На этот капитал SolarCity приобретает и устанавливает свои панели на крыше, а затем взымает с владельца дома или предприятия ежемесячную арендную плату, меньшую, чем обычный счёт за электричество.
КА: Но ведь вы получаете долгосрочную коммерческую выгоду с этой энергии. Создаёте своего рода распределённую энергетическую сеть.
ЭМ: Именно так. В итоге получается гигантская распределённая сеть. Мне кажется, это хорошо. Раньше энергоснабжение было монополией, у людей не было выбора. Теперь впервые можно сказать, что у монополистов появились конкуренты. Раньше линии электроснабжения принадлежали электрическим компаниям, а теперь электричество – на крыше вашего дома. Думаю, это расширяет возможности владельцев домов и предприятий.
КА: Ты правда считаешь, что большая часть энергетики в США через 10-20 лет или на глазах у нашего поколения станет солнечной?
ЭМ: Я уверен, что солнечная энергия составит приличную часть, возможно даже большинство генерируемой энергии. Думаю, приличную часть она займет менее чем через 20 лет. Я даже заключил пари…
КА: А что значит приличная часть?
ЭМ: Больше энергии будет получаться от Солнца, чем из любых других источников.
КА: Ясно. С кем ты заключил пари?
ЭМ: С другом, который пожелал остаться неизвестным.
КА: Только между нами )))
ЭМ: Я заключил это пари два или три года тому назад, то есть примерно через 18 лет солнечная энергия станет доминирующим источником.
КА: Теперь давай поговорим о другом пари, которое ты заключил с самим собой. Довольно безрассудное пари, честно говоря. Тебе удалось заработать на системе платежей PayPal. И ты решил создать космическую компанию. Как тебе вообще такое могло прийти в голову?
ЭМ: Мне часто задают этот вопрос. И часто шутят: «Слышал про мужика, который сколотил небольшое состояние на космических технологиях? А начал он с большого состояния». Я всегда отвечаю, что хотел найти самый быстрый способ, как превратить большое состояние в маленькое. А они думают: «Он что?! Серьёзно?!»
КА: Всё действительно было серьёзно. С чего же всё началось?
ЭМ: Это было рискованное начинание. Мы почти потерпели фиаско. Мы были очень близки к краху, но нам удалось преодолеть чёрную полосу в 2008 году. Цель компании SpaceX  - развивать космические технологии, и в частности попытаться ответить на насущный вопрос, который стоит перед человечеством: «Как сделать космические путешествия возможными?» Иными словами, как создать ракету, пригодную для частной неоднократной эксплуатации?
КА: Человечество будет бороздить космос? Это твоя заветная мечта с детства? Ты мечтал об экспедиции на Марс, к звёздам?
ЭМ: Я собирал модели ракет в детстве, но никогда не думал, что буду работать в этой сфере. Скорее я задался вопросом о том, что нужно сделать, чтобы наступило то самое захватывающее будущее? Я убеждён, что существует огромная пропасть между увлекательной судьбой человечества, которое покоряет космос. Исследует звёзды и планеты, и судьбой человечества, которое заточило себя на Земле и несётся к неминуемой гибели.
КА: А тебе как-то удалось уменьшить стоимость сборки ракеты почти на 75% - в зависимости от того, как считать. Как тебе это удалось? НАСА уже давно пытается. Но как этого добился ты?
ЭМ: Мы значительно улучшили технологии изготовления корпуса, двигателей, электроники для ракеты, усовершенствовали процедуру запуска. Мы внедрили множество новшеств, о которых довольно сложно рассказать вкратце…
КА: Не говоря уже о том, что разработки могут  попросту скопировать. Вы ведь не получали патенты на них. Любопытно, почему?
ЭМ: Нет, не получали.
КА: Не получали, потому что считаете, что патентовать рискованнее, чем не патентовать?
ЭМ: Поскольку нашими основными конкурентами являются государства, осуществление правовой функции патента весьма сомнительно.
КА: Это очень, очень любопытно. Но самые значительные прорывы ещё впереди – в разработке. Расскажите нам о них.
ЭМ: Да, о значительных прорывах…
КА: Давайте посмотрим сюжет, а ты просто расскажешь по ходу, что там происходит.
ЭМ: Конечно. Дело в том, что все ракеты одноразовые. Все части современных ракет одноразовые. Шаттл был попыткой создать ракету-челнок для многоразового использования. Но при каждом запуске всё равно приходилось отбрасывать пустой топливный блок. А по возвращении Шаттла над его восстановлением трудилось 10000 человек в течение девяти месяцев. В результате, каждый рейс стоил около миллиарда долларов. Разумеется, это не очень эффективно.
КА: Что это было?! Что-то приземлилось?
ЭМ: Совершенно верно. Важно, чтобы ступени ракеты могли вернуться, вернуться на место запуска и быть готовыми к повторному запуску спустя несколько часов.
КА: Ничего себе! Многоразовые ракеты.
ЭМ: Да. Широкой публике неизвестно, что стоимость топлива, ракетного топлива, очень низкая. Почти такая же как и для самолёта. То есть стоимость топлива составляет около 3% от стоимости ракеты. Таким образом, можно в 100 раз уменьшить стоимость космического полёта, если удастся эффективно повторно использовать ракету. Поэтому это так важно. Все виды транспорта, кроме ракет – будь то самолёт, поезд, автомобиль, мотоцикл или лошадь рассчитаны на неоднократное использование. Чтобы бороздить космические просторы, нам нужно решить эту проблему.
КА: Ты спрашивал меня о том, насколько были бы популярны морские круизы, если бы после каждого плавания приходилось сжигать корабль.
ЭМ: Некоторые круизы всё же доставляют множество проблем.
КА:  Они безусловно дороже других видов транспорта. Потенциально эта технология изменит мир. Возможно станет первым шагом к осуществлению твоей мечты – отправить человека на Марс. Ты ведь мечтаешь о колонии на Марсе.
ЭМ: да, именно так. Компании SpaceX или группе компаний и государств следует работать над тем, чтобы жизнь распространилась и на другие планеты, чтобы основать базу на другой планете, на Марсе – если рассуждать в рамках возможного – и затем развить эту колонию, чтобы человечество стало многопланетной цивилизацией.
КА: Как успехи с тем, чтобы сделать ракеты многоразовыми? В сюжете была показана лишь симуляция. Есть подвижки?
ЭМ: Да, нам удалось значительно продвинуться в последнее время. Речь идет о нашем испытательном проекте Grasshopper (англ. «кузнечик»). Мы проводим испытания вертикального приземления – финальной, и довольно сложной стадии полёта. Нам удалось достигнуть неплохих результатов.
КА: Мы можем увидеть это?
ЭМ: Да. Это, чтобы был понятен масштаб. Мы одели манекен в костюме Джонни Кэша  и прикрепили его к ракете.
КА: Давайте посмотрим сюжет. Честно говоря, просто невероятно, если подумать. Никто не видел ничего подобного. Ракета отрывается от земли и …
ЭМ: Ракета высотой примерно с 12-этажное здание. Теперь ракета парит на высоте примерно 40 метров, непрерывно регулируя угол наклона, отклонение от вертикальной оси основного двигателя и поддерживая крен с помощью реактивных двигателей на каменноугольном газе.
КА: Вы только представьте! Элон, как тебе это удалось? Твои проекты - PayPal, SolarCity, Tesla, SpaceX – настолько разные, настолько дерзкие. Как одному человеку могли прийти в голову новаторские идеи такого масштаба? Что в тебе особенного?
ЭМ: Не знаю, честно говоря. У меня нет ответа на этот вопрос. Я много работаю. То есть очень много.
КА: А у меня есть гипотеза на этот счёт.
ЭМ: Какая же?
КА: Мне кажется, ты способен думать на таком уровне системного мышления, который вбирает в себя инженерную мысль, технологии и предпринимательское начало. Как если бы TED  объединялTBD – технологии, бизнес, дизайн. Ты можешь синтезировать эти направления в единое целое, как никто другой, и – определяющий момент – ты настолько уверен в успехах этой гремучей смеси, что готов пойти на немыслимый риск. Ты ставишь на кон своё состояние. Так было уже не раз. Мало кто способен на такое. В чём твой секрет? Можно внедрить его в нашу систему образования? Мы можем у тебя этому научиться? То, что ты делаешь, просто невероятно.
ЭМ: Хм, спасибо. Спасибо! Я считаю, что лучшей мыслительной моделью является физика. Своего рода мышление в рамках основных принципов. Думаю, существует… Я имею в виду выведение фундаментальных истин и построение остального на их основе. В отличие от мышления по аналогии. В повседневной жизни мы часто полагаемся на аналогию. То есть копируем то, что делают окружающие и добавляем небольшие изменения. Это неизбежно. В противном случае, человеку просто не удастся пережить даже один день. Однако, когда необходимо сделать что-то новое, лучше использовать инструментарий физики. Физика демонстрирует. Как можно открыть парадоксальные явления. Например, принципы квантовой механики, которые, можно сказать. Противоречат здравому смыслу. Важно научиться так думать. Ещё важно обращать внимание на критику. Поощрять критические замечания, особенно от друзей. Звучит просто, но многие это избегают, а критика чрезвычайно полезна.
КА: Мальчики и девочки, учите физику. Берите пример с этого дяденьки. Элон Маск, жаль, что мы не можем беседовать днями напролёт. Спасибо, что заглянул к нам на TED.
ЭМ: Спасибо.
КА: Это было круто очень, очень круто. Ты только посмотри! Просто поклонись. Невероятная беседа. Спасибо! 
Источник видео: https://www.ted.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий