воскресенье, 14 августа 2016 г.

"Занимательная физика" Якова Исидоровича Перельмана

Друзья! Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по страницам замечательной книги «Занимательная физика» Якова Исидоровича Перельмана.

Вот уже многие годы книга хранится в моей личной библиотеке и часто радует меня своими увлекательными рассказами. Я не устаю её читать и перечитывать и верю, что и вам понравятся её познавательные страницы.

Это одна из самых старых и самых популярных книг по физике, которую читало и изучало с интересом не одно поколение молодых людей в нашей стране. 

Впервые эта книга появилась на прилавках книжных магазинов в 1913 году и с тех пор пользовалась у читателей неизменным спросом.

Яков Исидорович Перельман родился в 1882 г. в Белостоке. Окончив в 1909 г. Петербургский лесной институт и получив диплом лесовода, Я. И. Перельман занялся педагогической, научной и литературной деятельностью. 


Он стал автором ряда учебников и многочисленных научно-популярных книг и статей, был редактором журналов «Природа и люди», «В мастерской природы», сотрудничал в таких известных современному читателю журналах, как «Знание - сила», «Техника молодежи».

После «Занимательной физики» Я. И. Перельман написал целую серию увлекательных книг по физике, астрономии и математике, в которых в полной мере раскрылся его замечательный дар популяризатора науки. Его «Занимательная арифметика», «Занимательная астрономия», «Живая математика», «Математические рассказы и головоломки», «Занимательная геометрия», «Занимательная алгебра» сравнительно хорошо известны многим поколениям читателей.

Другие книги Я. И. Перельмана (изданные только при жизни автора) ныне стали библиографической редкостью. Среди них: «Знаете ли вы физику?», «Занимательная механика», «Алгебра на клетчатой бумаге», «Арифметические ребусы», «Веселые задачи. 101 головоломка для юных математиков», «Дважды два - пять! Математические софизмы», «Квадратура круга», «Ящик загадок и фокусов».

Некоторые из книг Я. И. Перельман посвятил проблемам межпланетных путешествий. Это такие книги, как«Межпланетные путешествия», «К звездам на ракете», «Мировые дали» и др.

К. Э. Циолковский, большой ценитель таланта и творчества Я. И. Перельмана, так писал о нем в предисловии к книге «Межпланетные путешествия»: 
«Автор давно известен своими популярными, остроумными и вполне научными трудами по физике, астрономии и математике, написанными к тому же чудесным языком и легко воспринимаемыми читателями»
Эти слова в полной мере относятся и к «Занимательной физике» — «первенцу в многочисленной книжной семье ее автора» и в какой-то степени раскрывают секрет успеха книг Я. И. Перельмана у современников писателя.

Перельман Я. И. Занимательная физика:
 Книги первая и вторая. -
М.: Наука., 1991.
Но не устарели ли безнадежно книги Перельмана в наши дни, в том числе и «Занимательная физика»? Ведь жизнь не стоит на месте. Давно уже на скоростных железных дорогах лежит бесстыковое железнодорожное полотно, давно уже домохозяйки пользуются в быту отлитыми из пластмассы воронками, изготовленными как будто бы по рецепту Перельмана, и не всякий школьник, особенно городской, знает, как выглядит обыкновенная керосиновая лампа. В наши дни уже давно не удивляют полеты человека в космос. Наука и техника сделали стремительный шаг вперед. Многие факты из «Занимательной физики» и удачные когда-то технические решения, известные современникам Перельмана, теперь уже отнюдь не новинки, а скорее любопытные примеры из истории науки и техники.

И все же «Занимательная физика» Я. И. Перельмана не утратила своей привлекательности и познавательной ценности для молодого читателя, прежде всего для школьников средних и старших классов, точно так же, как не утратили своего значения работы ученых XVIII—XIX веков, классиков естествознания, изучаемые в курсах физики студентами вузов. 

Я. И. Перельман так подобрал основное содержание «Занимательной физики», что оно, иллюстрируя и углубляя основные сведения из физики, не устарело и сейчас.

Источник: Перельман Я. И. Занимательная физика: Книга первая и вторая. 1991.

Рассказы из книги "Занимательная физика":


КНИГА ПЕРВАЯ

Глава первая

Скорость. Сложение движений


продолжение следует

Глава вторая

Глава третья

КНИГА ВТОРАЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий